Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге
Большое значение Правила придают профилактике пожароопасных ситуаций.В первую очередь это касается обучения сотрудников, работающих на соответствующих объектах. В п. 3 Правил установлено, что лица допускаются к работе на объекте только после обучения мерам пожарной безопасности. Оно осуществляется путем проведения инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. С требованиями к прохождению пожарно-технического минимума можно ознакомиться в “Методических рекомендациях по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум”, утвержденных МЧС России. В п. 7 ППБ 01-03 было установлено, что работники должны допускаться к работе лишь после прохождения противопожарного инструктажа. Таким образом, требования к обучению работников были повышены. Теперь этим работникам придется подтверждать знания по противопожарной охране при сдаче пожарно-технического минимума. Для осуществления этих обучающих и контрольных мероприятий руководителем организации должны быть утверждены соответствующие нормативы. Также ему необходимо назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность на объекте (п. 4 Правил). При этом для усиления контроля за противопожарной обстановкой на производственных объектах и объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию (п. 5 Правил). Интересно отметит, что ранее в п. 8 ППБ 01-03 руководитель организации был наделен только правом, а не обязанностью назначать лиц, ответственных за пожарную безопасность на объекте. В то же время, в п. 9 ППБ 01-03 не устанавливалось никаких формальных критериев для ситуаций, в которых необходимо создавать пожарно-техническую комиссию. Последующее информирование работников о пожарной безопасности должно осуществляться на различных объектах с помощью табличек, планов, схем и инструкций. С 1 сентября 2012 г. территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан требуется обеспечить звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре, телефонной связью, а также запасами воды для пожаротушения (п. 16 Правил). Указанные меры пожарной безопасности должны соответствовать нормам, установленным в ст. ст. 6, 63 и 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” (далее – Технический регламент о пожарной безопасности). Помимо этого, Правила указывают на необходимость установки табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок (п. 6). Это требование Правил вступит в силу 1 сентября 2012 г. Таблички с обозначением категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны должны быть размещены на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках (п. 20 Правил). Классификация категорий и зон должна соответствовать гл. 5, 7 и 8 Технического регламента о пожарной безопасности. Знаки пожарной безопасности также должны быть размещены на путях эвакуации в соответствии с п. 33 Правил. Аналогичные требования предусматривались в п. 51 ППБ 01-03 (см. Постановление Верховного Суда РФ от 06.12.2010 N 4-АД10-8). В целом за исправное состояние знаков пожарной безопасности отвечает руководитель организации (п. 43 Правил). Нельзя не отметить, что чаще всего за соблюдением требований, содержащихся в Правилах, несет ответственность именно руководитель организации. Такая правовая техника должна стимулировать руководителей организаций к соблюдению Правил. Административная ответственность руководителей организаций за соблюдение требований пожарной безопасности предусмотрена в ст. 39 Закона о пожарной безопасности, а также в ст. 20.4 КоАП РФ, которая устанавливает, в частности, ответственность должностных лиц в виде штрафа до 50 тыс. руб. Нарушение требований пожарной безопасности также может быть основанием для применения мер уголовной ответственности (ст. 219 УК РФ). В судебной практике часто разрешался вопрос о том, кто должен нести ответственность за совершение административных правонарушений в области пожарной охраны: собственник проверяемого объекта или его арендатор. Суды, как правило, указывают, что по общему правилу ответственность за нарушение правил пожарной охраны должен нести собственник (см., к примеру, Постановления Верховного Суда РФ от 25.04.2011 N 13-АД11-2, от 14.01.2011 N 13-АД10-4, Решение Московского городского суда от 13.07.2011 по делу N 7-1600). В других судебных актах обращается внимание на то, что согласно ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований в сфере пожарной охраны может нести не только собственник, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (Решения Московского городского суда от 12.05.2011 по делу N 7-895/2011, Санкт-Петербургского городского суда от 01.02.2011 N 12-53/11). Также в некоторых актах отмечается, что обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности может быть передана по договору (см., например, Решения Санкт-Петербургского городского суда от 14.12.2010 N 12-1053/10 по делу N 6-540/10, от 01.02.2011 N 12-53/11).
Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку